Чтобы получить пособие по безработице в Польше, вы должны соответствовать определенным требованиям. Эта система предназначена для лиц, которые делали взносы в систему социального обеспечения, работая по найму или занимаясь индивидуальной трудовой деятельностью. Эти взносы имеют решающее значение для получения пособия. Процесс регистрации включает в себя подачу заявления в местное бюро по трудоустройству или агентство по трудоустройству, известное как urząd pracy, в течение семи дней после прекращения работы.
Право на получение пособия зависит от таких факторов, как трудовой стаж и соблюдение минимальных сроков уплаты взносов. Чтобы иметь право на получение пособия, человек должен проработать не менее 365 дней в течение последних 18 месяцев. Заявление рассматривается в зависимости от вашего статуса занятости и количества отработанных дней, что напрямую влияет на сумму, на которую вы можете претендовать. Сумма, которую вы имеете право получить, может быть разной, но обычно она зависит от вашего предыдущего заработка и стажа работы на рынке труда.
Финансовая помощь предоставляется в виде ежемесячных выплат, которые рассчитываются в соответствии со средней заработной платой по стране. На пособие можно претендовать в течение определенного периода, который зависит от продолжительности вашего трудового стажа и возраста. Однако существуют также правила, применяемые к лицам, которые долгое время не вносили взносы в систему, или к тем, кто относится к уязвимым группам, таким как пенсионеры или лица с временной нетрудоспособностью. В этих случаях законом предусмотрены специальные правила, определяющие порядок и сроки выдачи пособий.
Если вы соответствуете требованиям и подадите заявление, вас поставят в очередь на получение выплат. В зависимости от вашей ситуации, изменения в программе могут повлиять на то, как скоро вы начнете получать финансовую поддержку. Как правило, процесс принятия решения не превышает нескольких рабочих дней с момента вашей регистрации, хотя срок ожидания может варьироваться в зависимости от местных условий или ваших конкретных обстоятельств.
Кредиты на образование
Чтобы получить образовательный кредит, человек должен соответствовать определенным условиям, основанным на его трудовой биографии и страховых взносах. Те, у кого есть стаж отчислений в ZUS (кассу социального страхования), могут претендовать на кредиты, превышающие обычные лимиты. Это может быть полезно для тех, чей трудовой стаж превышает три года. Сумма кредита, который выплачивается в рассрочку, зависит от финансовой стабильности человека и возможности его погашения.
В Варшаве существуют различные учреждения и банки, которые предлагают образовательные кредиты людям, желающим повысить свою квалификацию. Эти кредиты особенно полезны для безработных, которые хотят повысить свои шансы на возвращение на работу, получив дополнительные навыки или сертификаты. Чтобы подать заявку на получение образовательного кредита, необходимо доказать, что человек активно ищет работу и имеет достаточную страховую историю в ZUS.
Для тех, кто рассматривает возможность получения кредита, важно оценить сумму, необходимую для оплаты обучения, проживания и других расходов на образование. Кредит может быть предоставлен в зависимости от финансового положения, а сроки погашения варьируются. Некоторые кредиты предлагают более низкие процентные ставки, если человек не имеет работы, но активно участвует в программах по поиску работы.
Погашение образовательных кредитов не превышает установленных сроков, и, как правило, долг выплачивается в течение определенного периода, который при необходимости может быть продлен. На льготные условия кредитования могут рассчитывать и те, кто ранее работал на предприятиях или в технических вузах.
В большинстве случаев людям с хорошей трудовой историей и надежной страховой защитой легче получить кредит, превышающий обычные базовые суммы. Рекомендуется проконсультироваться с различными учреждениями и тщательно изучить кредитные предложения, прежде чем принимать решение.
Помощь пенсионерам и одиноким родителям
Пенсионеры и одинокие родители в Польше имеют право на различные формы финансовой поддержки, если они соответствуют определенным критериям. Лица с ограниченным трудовым стажем или те, кто временно потерял доход в силу определенных обстоятельств, могут претендовать на получение пособий на основании данных о предыдущей работе и взносах в фонд социального обеспечения.
Для пенсионеров помощь часто зависит от их пенсионного статуса и предыдущего трудового стажа. Те, кто имеет достаточный стаж участия в системе социального страхования, имеют право на ежемесячную помощь в зависимости от размера пенсии. Важно отметить, что размер пособия может зависеть от текущих рыночных условий, в том числе от размера свободных средств и конкретных местных правил в таких городах, как Варшава.
Одинокие родители имеют право на помощь, если они являются основными опекунами своих детей. Если доход родителей невысок или они по разным причинам не работают, они могут претендовать на программу льготной, но гарантированной финансовой помощи. Родители-одиночки с трудовым стажем или те, кто активно ищет работу, имеют право на компенсацию на основании своего страхового стажа. Размер помощи варьируется в зависимости от их предыдущих взносов и текущих условий жизни.
Для родителей, которые работают на себя или ведут малый бизнес, могут действовать определенные налоговые льготы или освобождения. Правительство часто вносит временные изменения в эти программы, особенно в периоды экономической нестабильности. Например, недавние изменения в 2025 году включили дополнительные положения для родителей-одиночек с низким уровнем дохода или родителей, которые столкнулись с вынужденной потерей работы.
Крайне важно быть в курсе этих изменений, поскольку они могут повлиять как на право на получение пособий, так и на их размер. Заявители должны следить за тем, чтобы их записи в системе страхования были актуальными. Кроме того, понимание различных аспектов того, как страхование по безработице применяется к конкретным случаям пенсионеров и одиноких родителей, обеспечит им надлежащий уровень поддержки.
В целом, у пенсионеров и одиноких родителей есть четкие пути к получению поддержки, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с их историей занятости и статусом дохода. Всегда проверяйте последние изменения в системе, чтобы в полной мере воспользоваться доступными вариантами поддержки.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Размер ежемесячного пособия, которое получает безработный, во многом зависит от его предыдущего дохода и продолжительности трудовой деятельности. ZUS (касса социального страхования) рассчитывает сумму на основании вашей трудовой биографии. Пособие выплачивается не более трех месяцев, после чего человек может получить право на другие виды поддержки в зависимости от ситуации. Важно знать, что этот вид помощи будет прекращен, если человек найдет работу или начнет заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Лица с высшим образованием или специальной подготовкой могут иметь право на более высокую поддержку. Однако это зависит от текущей ситуации на рынке труда и наличия вакансий. Работодатели обязаны сообщать об открытых вакансиях в центры занятости, которые активно работают над тем, чтобы подобрать безработным подходящую работу. Важно также отметить, что некоторые группы населения, например, предприниматели или те, кто занимался индивидуальной трудовой деятельностью, могут столкнуться с различными условиями получения пособий в зависимости от их предыдущего статуса и взносов в систему социального страхования.
Те, кто соответствует требованиям, получат компенсацию в соответствии с их предыдущим заработком. Сумма может варьироваться в зависимости от отрасли, местного рынка труда и количества свободных вакансий. Если вы еще не нашли работу, вы все равно обязаны зарегистрироваться в местном агентстве занятости, чтобы получать эти пособия. В некоторых случаях может быть предоставлено дополнительное финансирование на переподготовку или образование, чтобы помочь соискателям найти подходящую работу.
Закон гарантирует право на получение поддержки при определенных условиях, и знание этих требований — залог того, что вы не упустите возможность получить помощь. Если вы соответствуете критериям, процесс подачи заявления на получение пособия будет зависеть от вашей личной ситуации и конкретных правил, установленных местным центром занятости.
В Варшаве пройдет первая в Польше ярмарка вакансий в государственном секторе
В Варшаве пройдет первая ярмарка вакансий, посвященная должностям в государственном секторе. Это мероприятие предлагает уникальную возможность для тех, кто ищет стабильную работу в государственных организациях. На ярмарке будет представлен широкий спектр вакансий от различных государственных учреждений по всей Польше, включая должности для людей с разным уровнем образования и опыта.
По словам организаторов, соискатели смогут напрямую пообщаться с рекрутерами ключевых государственных предприятий. Мероприятие будет посвящено заполнению вакансий в таких сферах, как администрирование, социальное обслуживание и здравоохранение. Особое внимание будет уделено кандидатам с опытом работы или стажировки, особенно тем, кто ранее работал в Беларуси или других странах.
В ходе мероприятия также будет рассказано о новых нормативных актах, которые предусматривают значительные реформы на рынке труда. Ожидается, что эти изменения, которые затронут порядок выплаты заработной платы и условия найма, упростят процесс найма и создадут больше возможностей для соискателей.
Участники смогут узнать больше о своих правах и обязанностях в рамках новой системы. В частности, будет введена автоматическая система отчислений в фонд социального страхования для новых сотрудников, что обеспечит им долгосрочную финансовую стабильность. Кроме того, будет представлена информация о повышении заработной платы и ожидаемом финансировании рабочих мест в государственном секторе.
Ожидается, что мероприятие соберет большое количество людей, и кандидаты смогут прямо на месте подать заявки на имеющиеся вакансии. Желающим необходимо принести с собой резюме и все соответствующие документы, подтверждающие их образование и историю работы.
Ярмарка вакансий станет ценным источником информации для тех, кто ищет возможности долгосрочной карьеры в растущем государственном секторе Польши. Если вы хотите закрепиться в государственном учреждении или просто изучить спектр доступных вакансий, на этом мероприятии вы найдете ресурсы и информацию, необходимые для получения работы в правительстве.
В Польше принят закон о «прозрачных зарплатах». Кандидат на работу должен заранее знать, на какую зарплату он может рассчитывать
Согласно новому законодательству, работодатели теперь обязаны с самого начала предоставлять кандидатам четкую информацию о зарплате. Это изменение существенно влияет на рынок труда, поскольку устраняет двусмысленность в отношении ожидаемой зарплаты. Закон является прямым ответом на растущую потребность в прозрачности, особенно в процессе подбора персонала, когда информация о зарплате часто становится известна слишком поздно, что приводит к ненужным переговорам или даже недопониманию относительно компенсации.
Согласно новому закону, компании должны раскрывать точный диапазон зарплат для каждой должности до начала процесса найма. Это дает кандидатам возможность оценить, соответствует ли предлагаемое вознаграждение их ожиданиям и квалификации. Это особенно актуально для тех, кто не имеет работы и ищет ее, поскольку они могут принять более взвешенное решение о том, куда подавать документы и на какую компенсацию рассчитывать.
Согласно закону, это правило распространяется на все объявления о вакансиях, будь то онлайн или физические объявления. Закон призван внести большую ясность для людей, вступающих или вновь вступающих в ряды рабочей силы, включая тех, кто имеет предыдущий опыт работы или тех, кто не работал в течение некоторого времени. Он также может помочь тем, кто ищет работу в Беларуси или других соседних странах, где в будущем могут быть приняты аналогичные законы.
Влияние этого закона распространяется не только на соискателей. Работодатели теперь будут обязаны пересмотреть структуру оплаты труда, чтобы обеспечить ее конкурентоспособность на рынке. Влияние этой политики на рынок труда может привести к повышению заработной платы и улучшению условий труда, поскольку бизнес стремится привлечь квалифицированных кандидатов.
Если говорить о том, как это связано с пособием по безработице, то размер получаемой суммы часто зависит от предыдущей зарплаты и опыта работы заявителя. Однако новый закон о прозрачности зарплат может оказать косвенное влияние и на тех, кто обращается за пособием по безработице, поскольку теперь они могут лучше понять уровень зарплаты, определяющий право на получение помощи. Закон дает более полное представление о потенциальных доходах и гарантирует, что люди, устраивающиеся на работу, смогут сделать более правильный выбор в отношении своих карьерных перспектив.
Закон обеспечивает новый уровень защиты для людей, которые могут оказаться в невыгодном положении при переговорах о зарплате, в том числе для тех, кто имеет ограниченный опыт работы или специфические пробелы в работе. Предполагается, что прозрачная информация о зарплате приведет к более справедливой практике оплаты труда и более конкурентному рынку труда. Кроме того, с вступлением в силу этого закона может снизиться вероятность дискриминации в сфере оплаты труда, поскольку зарплаты больше не будут скрываться за закрытыми дверями.
В заключение следует отметить, что с принятием закона о «прозрачных зарплатах» кандидаты на работу теперь могут заранее знать, на какую зарплату они могут рассчитывать от потенциальных работодателей. Такой уровень ясности знаменует собой значительный шаг на пути к более справедливой и информированной рабочей силе.
Больше трех дней в очереди. Что происходит в праздничные дни на белорусско-польской границе
Если вы планируете поездку из Беларуси в Польшу в период праздников, будьте готовы к длительному ожиданию на пограничных переходах. В связи с увеличением интенсивности движения и ужесточением проверок очереди могут растянуться далеко за три дня. Многие путешественники, особенно те, у кого нет трудового стажа или определенного статуса занятости, могут застрять на длительный срок, что повлияет на их планы поездок и рабочий график.
В праздничные дни ситуация на границе усугубляется наплывом людей, покидающих Беларусь, а также снижением доступности некоторых услуг, в том числе сокращением числа сотрудников, оформляющих документы. В крупных городах, таких как Варшава, задержки могут быть особенно серьезными: некоторые путешественники сообщают о времени ожидания, превышающем 72 часа. Эти задержки могут быть вызваны как большим количеством путешественников, так и эффективностью пограничного контроля, который может замедляться в пиковые моменты.
Для тех, кто имеет ограниченный опыт работы или работает по временным контрактам, последствия таких задержек могут быть еще более значительными. Неопределенность, связанная с пересечением границы, может осложнить возможности трудоустройства в Польше, особенно на должности, где иностранные работники необходимы для удовлетворения местного спроса на рабочую силу. Ситуация еще более осложняется для лиц, не имеющих необходимых документов или не зарегистрированных в трудовых учреждениях Польши.
Что касается пенсионеров и других уязвимых групп населения, то задержки на границе могут стать причиной дополнительного стресса. При увеличении времени в пути возрастает риск упустить возможность трудоустройства или потерять доступ к медицинским услугам. Правительство Польши, хотя и работает над улучшением ситуации, пока не смогло полностью решить проблему отставания от графика, в результате чего многие остаются на границе в течение длительного времени.
Хотя нынешняя ситуация может показаться сложной, есть шаги, которые можно предпринять, чтобы смягчить эти задержки. Планирование поездок вне пиковых периодов праздников, информирование о ситуации на границе через новостные сводки и оформление всех необходимых документов могут помочь облегчить путешествие. Кроме того, люди, ищущие работу или меняющие место работы, должны быть осведомлены о меняющемся ландшафте доступных вакансий, поскольку в это время могут появиться как временные, так и долгосрочные вакансии.
Взносы в ZUS для самозанятых в Польше
Взносы ZUS для самозанятых граждан в Польше включают в себя несколько основных компонентов. К ним относятся: пенсионное страхование, страхование на случай нетрудоспособности, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Каждая категория имеет определенную базовую ставку, а общая сумма зависит от декларируемого дохода человека.
База для пенсионного страхования и страхования по нетрудоспособности определяется минимальной заработной платой в Польше, а медицинское страхование рассчитывается на основе фактического заработка. Размер взносов зависит от того, имеет ли человек право на льготную ставку или нет. Те, чей доход не превышает определенного порога, могут иметь право на льготные тарифы.
Индивидуальные предприниматели, чей доход от предпринимательской деятельности превышает минимальную зарплату, должны платить по более высокой ставке. Взносы на пенсионное страхование и страхование по нетрудоспособности рассчитываются по фиксированному проценту от базовой ставки, а медицинское страхование зависит от фактического дохода. Страхование от несчастных случаев также является обязательным, но обычно оказывает меньшее влияние на общую сумму взносов.
Тем, кто обращается за пособием по безработице, важно понимать, какую роль играют взносы ZUS в процессе получения права на пособие. Если кандидат платил необходимые взносы в течение достаточного периода времени, он может получить право на поддержку в случае потери работы. Ежемесячная сумма зависит от предыдущей зарплаты и количества месяцев, в течение которых уплачивались страховые взносы.
Существует также возможность корректировать размер ежемесячного взноса в зависимости от колебаний дохода. Если доходы человека снижаются, он может выбрать меньший размер взноса, однако это повлияет на размер пособий, которые он сможет получать в будущем.
Что касается кредитов, то прямого влияния выплат ZUS на доступ к кредитам нет, но стабильный доход от самозанятости может повысить шансы кандидата при обращении за финансовой помощью. Это может быть особенно важно для тех, кто планирует остаться в стране на более длительный срок или рассматривает возможность работы во время получения визы.
В случае болезни самозанятые лица имеют право на пособие, если они платили взносы в течение необходимого количества месяцев. Для пенсионеров взносы в ZUS необязательны, но они могут повлиять на размер пенсии, которую они будут получать после выхода на пенсию.
Для тех, кто планирует выход из бизнеса или переезд из страны, важно правильно оформить взносы, чтобы избежать любых осложнений в будущем. Если человек покидает Польшу, ZUS прекращает начислять ежемесячные взносы, но он должен убедиться, что все предыдущие платежи актуальны, чтобы избежать штрафов.
В заключение следует отметить, что система ZUS играет важнейшую роль в социальном страховании самозанятых граждан, влияя не только на пенсионные выплаты и пособия по инвалидности, но и на возможность получения помощи по безработице. Понимание структуры взносов позволит предпринимателям не нарушать требования системы, обеспечивая свою финансовую стабильность в будущем.
Влияние на предпринимателей в Польше
Для предпринимателей в Польше последствия получения пособий по безработице становятся все более актуальными. Изменения в системе социального обеспечения могут по-разному повлиять на владельцев малого бизнеса и самозанятых лиц.
- Для самозанятых лиц уровень страховых взносов будет зависеть от декларируемого дохода. Ожидается, что с 2025 года эти взносы могут возрасти, что приведет к увеличению обязательных платежей в систему социального страхования.
- Белорусские предприниматели, работающие в Польше, могут столкнуться с дополнительными административными проблемами, поскольку новые правила могут повлиять на их способность получить доступ к услугам поддержки или возможностям трудоустройства в случае спада в бизнесе.
- Родители-одиночки, особенно те, у кого ограниченный рабочий день или низкий доход, напрямую повлияют на их право на получение страховых выплат. Это особенно важно для родителей, которым требуется гибкий график работы.
- В случае потери работы уровень доступной поддержки будет во многом зависеть от предыдущего опыта работы человека, включая его страховую историю и срок действия трудового договора.
- Предпринимателям может быть сложно найти работу или должность, соответствующую их квалификации, особенно если они давно занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Ожидается, что уровень вакансий будет колебаться в зависимости от экономических условий.
- Система страхования от безработицы продолжит оказывать влияние на способность пенсионеров вернуться к работе, поскольку при превышении определенного порога доходов им может быть уменьшен размер пенсии.
- В следующем году изменения в налоговом кодексе и страховых взносах повлияют на способность работодателей оплачивать выплаты сотрудникам. Возможно, компаниям придется скорректировать свои бизнес-планы с учетом увеличения выплат по социальному страхованию.
- Эти изменения могут иметь далеко идущие последствия, особенно для тех, кто недавно открыл свое дело или зависит от гибкого штата сотрудников. Изменения, связанные с семьей, например, воспитание детей или уход за иждивенцами, могут усилить давление на владельцев бизнеса, заставляя их корректировать свои отчеты о доходах и страховых взносах.
В конечном счете, эволюция системы в Польше означает, что предприниматели должны оставаться в курсе событий и активно корректировать свои стратегии, чтобы смягчить последствия этих изменений. Баланс между страховыми взносами и доступными услугами поддержки будет играть важную роль в их долгосрочной стабильности.
Реформы и изменения в системе ZUS в Польше
В последние годы система ZUS в Польше претерпела значительные изменения, затронувшие как работников, так и предпринимателей. С 2023 года вводятся новые правила, которые влияют на размер страховых взносов, права на получение социальных пособий и процедуры подачи заявок на получение этих средств.
Эти изменения имеют решающее значение для тех, кто рассматривает свое право на получение финансовой помощи, особенно если у них есть опыт работы или страховые взносы. Ниже перечислены основные реформы:
- Страховые взносы: В 2023 году ZUS пересмотрел размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями. Сумма варьируется в зависимости от дохода, но минимальный ежемесячный взнос был снижен, что облегчает владельцам малого бизнеса сохранение взносов. Новые правила также поощряют предпринимателей декларировать свой фактический доход, а не полагаться на фиксированную ставку.
- Право на безработицу: Период получения помощи после прекращения работы был скорректирован. Теперь люди могут претендовать на финансовую помощь только после соблюдения минимального страхового периода в 12 месяцев за последние 2 года. В случае досрочного прекращения трудовой деятельности, возможно, придется подождать дольше, прежде чем получить пособие.
- Социальная помощь родителям: Родители, которые не состоят в браке или несут ответственность за ребенка-иждивенца, могут получить дополнительную поддержку. Сумма рассчитывается на основе их дохода, при этом приоритет отдается родителям-одиночкам, чтобы обеспечить им доступ к базовой финансовой помощи для покрытия повседневных расходов.
- Продолжительность трудоустройства: Продолжительность трудовой деятельности, необходимая для получения финансовой поддержки, несколько увеличилась. Тем, кто работает менее 6 месяцев, выплачивается меньшая сумма, поэтому для получения полного пособия теперь требуется более длительный период работы.
- Влияние трансграничной занятости: Работники, проживающие в Беларуси или других соседних странах, которые ранее вносили взносы в систему ZUS, теперь могут столкнуться с трудностями при получении выплат. Соглашение с Беларусью изменилось, что привело к необходимости предоставления большего количества документов, подтверждающих их трудовую деятельность в Польше. В некоторых случаях от работников могут потребовать справки из институтов обеих стран для подтверждения продолжительности работы и дохода.
- Поддержка лиц, длительное время находящихся в поиске работы: Лица, не имеющие работы более 18 месяцев, могут претендовать на дополнительную финансовую помощь. Эта мера призвана облегчить переходный период для людей, столкнувшихся с длительной безработицей, в надежде, что она побудит их вернуться на работу или продолжить обучение.
Эти реформы являются частью продолжающихся усилий по упорядочению системы ZUS, обеспечивая эффективное распределение средств. Введение этих новых мер также направлено на сокращение мошенничества, которое было постоянной проблемой в прошлом. Всем, кто имеет на это право, важно регулярно следить за обновлением законодательства, поскольку в течение года часто вносятся небольшие изменения, которые могут повлиять на размер получаемой финансовой поддержки.
Страховые взносы ZUS для предпринимателей в Польше
Предприниматели в Польше должны платить страховые взносы ZUS, чтобы обеспечить себе доступ к пособиям и социальному страхованию. Эти платежи обязательны для лиц, ведущих бизнес, включая индивидуальных предпринимателей (самозанятых) и другие формы бизнеса. Размер взносов зависит от выбранного типа страхового покрытия и стадии ведения бизнеса.
Для предпринимателей размер взносов ZUS определяется исходя из минимальной базы, установленной законом. В случае нового бизнеса в течение первых двух лет может применяться пониженная ставка, что обеспечивает более доступное финансовое бремя. По истечении этого срока применяется полная ставка ZUS, рассчитанная на основе средней заработной платы в стране.
- Система ZUS охватывает несколько областей: пенсионное страхование, страхование на случай потери трудоспособности, страхование на случай болезни и страхование от несчастных случаев. Предприниматели могут выбрать дополнительное добровольное страхование, например, медицинское страхование.
- Важно зарегистрироваться в ZUS, так как этот шаг является началом страхового покрытия. Взносы начисляются ежемесячно и должны быть уплачены до 10 числа следующего месяца.
- Для предпринимателей страховые взносы зависят от их декларируемого дохода. Если доход колеблется, то и взносы тоже. Такая гибкость позволяет владельцам бизнеса более эффективно управлять платежами, особенно в периоды снижения доходов.
- Несвоевременная уплата страховых взносов может привести к штрафам или приостановке выплаты некоторых пособий, в том числе пособия по безработице, если человек впоследствии обратится за помощью на рынке труда.
Выплаченные взносы также имеют решающее значение для расчета права на получение различных пособий в будущем. Например, социальное обеспечение, включая пенсионные выплаты, зависит от суммы взносов, выплачиваемых в течение определенного времени. Чем дольше период уплаты, тем выше потенциальные выплаты в случае выхода на пенсию или болезни.
Предпринимателям рекомендуется следить за последними изменениями в законодательстве, регулирующем выплаты ZUS, чтобы обеспечить их соблюдение и избежать непредвиденных расходов. Взносы ZUS являются основополагающей частью польской системы социального обеспечения, напрямую связанной с правами человека на получение государственных услуг, включая здравоохранение и пенсионные пособия.